Олег Валенчук: «Пора возродить вековые традиции воспитания детей в любви к труду»
7 сентября 2015 Года
4 сентября рабочая группа партийного проекта «Дом садовода — опора семьи» вместе с представителями «Всероссийского педагогического собрания» ознакомились с уникальным опытом организации трудового воспитания школьников, накопленным в средней школе села Шурма Кирово-Чепецкого района Кировской области.
Шурминские педагоги узнали, что такое мировое признание, уже в 1900 году, когда на парижскую Всемирную привезли из далёкой Вятской губернии свёклу, картофель, рожь на хлеб, а также поделки из лозы и берёсты, сделанные руками учеников. Школу – впрочем, тогда ещё двухклассное земское училище, — основал в середине 19 века один из братьев Васнецовых, Николай Михайлович (два его брата — всемирно известные художники).
Уже полтора века назад ученики здесь выращивали деревья редких сортов и разбили прекрасный розарий, который стал гордостью всего уезда.
Сегодня участок Шурминской школы – это ни много ни мало триста десять гектаров пахотной земли, на которых выращивают озимую рожь, ячмень, пшеницу, лечебные травы и картофель в большом объёме, морковь, капусту и свёклу. Есть здесь и яблоневый сад: за один сезон яблони нескольких сортов дают около пяти тонн урожая.
Директор Шурминской школы Руслан Бабунь рассказывает: «Для ребят с первого по четвёртый класс работа на земле основана только на интересе. Начиная с пятого класса, мы прививаем любовь к труду, к земле. С восьмого-девятого класса у ребят уже плотный график работ на производственных практиках. Мальчики овладевают навыками обслуживания сельхозмашин, девочки работают в саду и огороде. Ну а в 10-11 классе юноши наши участвуют в обработке земли: лучшие из них принимают участие в областных и всероссийских слётах юных пахарей. В прошлом году один из них, Александр Шихалёв, стал лауреатом Президентского гранта, а Алексей Крупин, губернаторского гранта».
Учебно-производственный участок — это не только выращивание овощей, чтобы доставить их к столу, — подчёркивает Руслан Бабунь: это ещё и опытническая работа. Под руководством учителей биологии, географии, химии ребята осваивают десятипольный севооборот. Учебно-производственную бригаду в Шурминской школе удалось сохранить с девяностых годов в том виде, в каком она была до многочисленных и порой бессмысленных реформ. Но многое и изменилось: сейчас здешний автопарк насчитывает 11 единиц сельхозтехники — это и комбайны, и гусеничные трактора, и колёсные трактора. Ученики старших классов прекрасно справляются с обязанностями помощников трактористов и зарабатывают свои первые трудовые рубли.
Да и в школьной столовой, разумеется, преимущественно своя продукция. «Закупаем только то, что не можем вырастить сами, — улыбается Руслан Бабунь, — растительное масло, соль, мясо. Если в других школах обед с мясом стоит примерно сорок три рубля, у нас – всего 13». На столах у шурминских школьников – свежие яблоки, на выбор ребятам предлагают два вида салата, а порции такие большие, что трудно осилить и старшекласснику. Каждый год Шурминская школа собирает богатый урожай: около 15 центнеров картофеля, четыре центнера капусты, по три центнера огурцов и томатов, шесть — моркови, пять – свеклы. Впечатляют и ежегодные результаты уборки озимой ржи – 165 тонн, — и ячменя – 42 тонны.
Школьные учебно-производственные бригады – это и выгодно, и разумно.
Шурминской школе, как и другим, где трудовое воспитание и труд на земле в почете, окажут помощь в рамках партийного проекта «Дом садовода — опора семьи». Его координатор, депутат Государственной Думы РФ, председатель «Союза садоводов России» Олег Валенчук, отмечает: «Реформаторский зуд девяностых годов привёл к тому, что из школы изгнали такой важный предмет, как труд. Те, кто стремился переустроить нашу жизнь по западным лекалам, разрушили и целостную систему формирования личности будущих граждан России. Сегодня пришла пора возродить вековые традиции воспитания детей в любви к труду, присущей нашему народу, и использовать для этого достижения российской педагогической науки. В принятой «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2015 года» трудовому воспитанию отведена ключевая роль. Поэтому опыт таких учебных заведений, как Шурминская средняя школа, особенно ценен и востребован. В рамках партийного проекта «Дом садовода — опора семьи» таким школам будет оказана всесторонняя поддержка, в том числе и на законодательном уровне, а их передовой опыт уже распространяется по всей стране».
То, что опыт шурминской сельской школы особенно актуален сейчас, когда страна противостоит западным санкциям, подчеркнула и Елена Белорыбкина, руководитель регионального исполкома общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание». Особый интерес и одобрение этой организации вызвали два проекта «Союза садоводов России» — «Сады Победы» и «Дом садовода — опора семьи». Нынешней весной накануне Дня Победы вслед за ребятами из Кирово-Чепецкого района яблони у школ высадила вся страна. Настала пора заново привыкать к труду, вспоминать лучшее, чему учились школьники предыдущих поколений: человек, который умеет работать на земле, не может не любить её. Поэтому уроки сельской Шурминской сельской школы вскоре пригодятся всей России