«Гринландия»: здесь вся Россия

25 июля 2012 Года



В Кирове прошел XX фестиваль авторской песни

– Посмотрите, сколько людей собралось! Они приехали со всей России – от Калининграда до Владивостока, – сказал, открывая фестиваль, депутат Государственной Думы, координатор проекта Олег Валенчук. – Я думаю, вся страна чувствует, какие здесь песни!

Но «Гринландия» – это не только песни, в первую очередь это – люди. Они очень разные. На фестивальной поляне встречаются такие колоритные типажи, что поневоле хватаешься за фотоаппарат! К тому же у каждого – своя история. Например, Михаил Бердников из поселка Восточный Омутнинского района – настоящий старожил «Гринландии»: впервые он приехал сюда в 1987 году вместе с друзьями. С тех пор, как говорится, много воды утекло, компания разъехалась по городам и весям, но место встречи осталось прежним – фестивальная поляна в Башарово. Вот и нынче омутнинцы стали лагерем в 22 палатки! И заселились в них уже не только те, первые гринландцы, но и их дети, а скоро – и внуки.

– Мы приобщаем их и к общению, и к правильному образу жизни: не пить, не курить, не мусорить, слушать хорошие песни, – рассказали люди, крепости дружбы которых можно только позавидовать.

Еще об удивительных встречах. Самой пожилой участницей фестиваля стала 82‑летняя Роза Никитична Хрыпова – личность едва ли не легендарная в кругу поклонников авторской песни. Кандидат педагогических наук, доцент биологического факультета Российского госуниверситета им. Иммануила Канта в Калининграде, автор нескольких школьных учебников, она нашла себя еще и в творчестве.

Куда плывут золотые кораблики?

Женщина исполняет романсы, сама пишет музыку и стихи. Ее песня «Отцовские руки», написанная в память об отце, который в Великую Отечественную войну дошел до Берлина, была отмечена на заочном конкурсе «Гринландии» «Отчизны верные сыны». Тогда организаторы и пригласили ее на фестиваль. Несмотря на преклонный возраст, Роза Никитична не побоялась приехать в столь далекую от ее родного города Кировскую область. Наверное, в таких случаях все решает характер. «Я женщина отчаянная», – призналась Хрыпова журналистам. И сильная духом. Мало кто знает, что в 2003 году она перенесла операцию по поводу серьезного заболевания.

Роза Никитична вышла на сцену и исполнила несколько романсов. Причем голос ее звучал молодо и свежо, что лишний раз подтверждало известную истину: возраст – не главное. Главное, как ощущает себя человек.

– Город мне очень понравился, – поведала Роза Хрыпова в интервью, – и просто удивительные люди: доброжелательные, сердечные. Мне здесь по душе.

Так что с собой Роза Никитична увезла не только золотой кораблик – символ «Гринландии», но и приятные впечатления.

Люди едут на фестиваль со всех концов России и стран бывшего СССР. Их не останавливают ни расстояния, ни состояние здоровья, ни материальные затраты. Человек-оркестр Павел Антуфьев, на которого наверняка обратили внимание все, аккомпанирующий себе на 11 музыкальных инструментах, прибыл из Вельска Архангельской области.

Андрей Колпаков, инвалид, которому каждый шаг дается с трудом, – из Москвы. В 2011‑м он стал лауреатом, а нынче – дипломантом поэтического конкурса.

Станиславу Хазану всего 21 год, но в родном Магадане он личность более чем известная. А на «Гринландию» приехал именно за тем, чтобы представить свое творчество на суд мэтров бардовской песни.

В этом году через творческие мастерские прошли 1200 человек! 1200 талантливых, активных, инициативных людей. Наверное, в стране не осталось уже ни одного региона, представители которого хотя бы раз не побывали на фестивале. И все сходятся во мнении: второго такого по уровню организации в России больше нет! «Гринландия» достойна того, чтобы кировчане могли ею гордиться!

Впервые на фестивале

Каждый год на «Гринландии» что‑то случается впервые. И это здорово! Значит, она не мертвое официальное мероприятие, а некий живой организм, который постоянно развивается, движется вперед.

Так, на фестивальной поляне появился студенческий лагерь нескольких кировских вузов. Наверное, это правильно – приобщать молодежь и к организованному отдыху, и к такому явлению в русской культуре, как авторская песня. Пожалуй, только она сегодня хранит верность «великому и могучему», сопротивляясь влиянию всего чужеродного и наносного. Кстати, студенты и сами решили попробовать свои силы в конкурсном отборе. И трое представителей ВятГГУ вышли во II тур, а затем спели на малой сцене в номинациях «Полный автор» и «Дуэты-ансамбли».

По словам Натальи Ефимовой, директора оздоровительно-спортивного клуба университета, отдых получился что надо.

– Нам не скучно! Записались на участие в волейбольном и футбольном турнире, в забеге через Быстрицу. Я впервые на этом мероприятии, но чувствую себя очень комфортно. Даже дождь не помешал!

Еще одним новшеством на фестивале стал конкурс «Маленькая Ассоль», который проходил в детском городке. Надо отдать должное организаторам: территория его каждый год расширяется, появляются все новые развлечения, с детьми работают аниматоры. Надо просто видеть, с каким удовольствием дети делали веселую зарядку вместе с родителями! Вообще же по тому, как много на фестивальной поляне ребятишек, вполне можно судить об уровне безо-пасности «Гринландии»: кировчане ей доверяют.

Но вернемся к Ассоли. Ей предстояло открывать гала-концерт, поэтому к выбору еще одного символа фестиваля подход был очень серьезный. Девочки проходили через три конкурсных этапа: художественный, игровой и творческий.

Победила 8‑летняя кировчанка Екатерина Тимкина. Для нее это был дебют во всех отношениях, ведь раньше девочка ни разу не выступала на сцене.

К тому, чтобы отдых на «Гринландии» стал разнообразнее, приложила руку и наша редакция. Мы подвели итоги сразу двух фотоконкурсов: один был объявлен в газете, второй, можно сказать, шел в режиме он-лайн – прямо на фестивальной поляне. Екатерина Лихачева получила обещанную палатку, а Анжелика Кочурова – столик для барбекю. Еще раз поздравляем победительниц, а всех остальных приглашаем к участию в наших конкурсах.

Песня как национальная идея

В этом году почетным гостем фестиваля вновь стал народный артист России Олег Митяев.

В какой‑то мере это показатель высокого уровня организации «Гринландии»: вряд ли артист такого уровня поедет туда, где его плохо принимали. Хотя с Митяевым случай особый: в 1986 году, когда наш фестиваль авторской песни только начинал свою историю, именно Олег Григорьевич выступил на открытии со своим, как сейчас говорят, хитом «Изгиб гитары желтой…» Так что он имеет полное право называть себя родоначальником фестиваля и говорит, что получает колоссальное удовольствие от приездов на «Гринландию».

– В мире, в котором все меняется очень быстро, приятно, что есть нечто постоянное, например, такие хорошие традиционные мероприятия. Для меня много значит имя Александра Грина. Это один из величайших романтиков всех веков. Очень тянет к себе и это место, и это название. И фестиваль мне интересен тем, что здесь собирается много людей, а значит, много лириков и романтиков. Мне нравится, что здесь не продают алкогольные напитки. В Челябинске долгое время спонсором была пивоваренная компания, и журналисты часто спрашивали: «Как же так – вы говорите о высоком, а сами пиво рекламируете?» Приятно, что находятся люди, которые спонсируют такие фестивали из собственных убеждений.

После этого журналисты задали вопрос Олегу Валенчуку, который занимается организацией «Гринландии» больше 10 лет: «Проще или сложнее Вам стало с годами проводить фестиваль?»

– Каждый год – это новые люди, новые встречи, это и есть наше вдохновение. Когда мы воспеваем ценность семьи, любви к родине, мы и создаем национальную идею. В моем понимании – это просто любить свою землю. И нам помогают вера в Господа, во все хорошее, желание воспитать подрастающее поколение на позитивном творчестве. Это очень важно. Поэтому, как бы сложно ни было, мы стараемся проводить фестиваль. Результат мы видим: каждый год сюда приезжает все больше людей – от Калининграда до Владивостока.

Елена Курбатова