Маленький секрет для большой компании. «Гринландия-2010» собрала знаменитых российских бардов

20 июля 2010 Года

Особое внимание было приковано к Юлию Киму, на творческую «чайную» к которому собралось немало народу. Фото: Андрей Андреев.

В выходные на лесной поляне возле вятского села Бошарово можно было запросто встретиться и поговорить с Юлием Кимом, Галиной Хомчик, Леонидом Сергеевым и Константином Тарасовым. При этом фестиваль «Гринландия» собрал уже около 90 тысяч человек, побив все свои предыдущие рекорды.

Кто-то слушал и оценивал выступление бардов на сцене, кто-то по душам общался с «грандами» на творческих «чайных», накрытых на деревянных столиках прямо между сосен. А самые смелые подходили к звездам с просьбой прочитать и оценить свои стихи, спеть песню или просто сфотографироваться, «погреться в лучах славы». Не каждый день запросто встретишь в лесу Леонида Сергеева, вышагивающего в шортах и майке между сосен с гитарой под мышкой или очаровательную Галину Хомчик, которая не успевала выслушивать многочисленные комплименты поклонников. В том числе и корреспондента «РГ».

— Я здесь первый раз, — говорит она, — и мне хорошо. Каждую неделю я бываю на каком-нибудь фестивале, и «Гринландию» по масштабу могу сравнить только с Грушинским и Ильменским фестивалями. Но я уже отметила для себя, что организация здесь очень хорошая. Каждая мелочь меня радует. Например, как мы пережили накануне грозу. Тут же взвыла сирена, возвещая штормовое предупреждение. Моментально все убрали, сцену сложили. После грозы выхожу из палатки — как будто ничего не произошло.

Конечно, особое внимание было приковано к Юлию Киму, на творческую «чайную» к которому собралось немало народу. Всех, конечно, интересовало — «ну как вам здесь, ну как?»

Российская газета: Юлий Черсанович, не видите ли вы противоречия в том, что бардовская песня — это нечто камерное, а здесь собирается столько народу? — поинтересовался у мэтра корреспондент «РГ».

Юлий Ким: Такое противоречие, безусловно, есть. Огромная аудитория уже заряжена на более общее и более простое. Но поскольку все 90 тысяч людей, которые здесь собрались, заряжены на одну волну, то даже такое количество слушателей бард может превратить в свою душевную компанию. Но это касается все-таки в первую очередь песен, всем известных.

РГ: Есть мнение, что в последнее время технический уровень, исполнение авторской песни стало выше. А эмоциональная составляющая уходит.

Ким: Я с этим не согласен. Последние 30 лет журналисты меня каждый раз спрашивают: бардовская песня умирает? Да где же она умирает? Возьмите песни Гриши Данского — какое тут умирание? Наоборот, градус накала очень высокий. Но вот светлого мажора, который был у Визбора, у меня, у Булата, — меньше.

РГ: Нет ощущения, что и острое социальное звучание уходит из авторской песни?

Ким: Есть. Процент таких песен и таких авторов невелик. Но я не могу сказать, что он меньше, чем раньше. Тогда ведь тоже очень немногие занимались этой темой. Галич, Высоцкий, Ким отчасти. А рядом были Клячкин, Кукин, Городницкий, Якушева. Сейчас навскидку из тех, кто хорошо известен, можно назвать Тимура Шаова и Леню Сергеева. А тема социального одиночества есть у того же Данского.

РГ: Нет опасности, что в связи с такой массовостью бардовских фестивалей появляется некая коммерциализация авторской песни?

Ким: Такая опасность есть всегда. Она сопровождает всякое незаурядное явление. Это уже дело авторов и организаторов спасаться от такого явления. Но в любом случае это не должно сказываться на качестве как песен, так и самих фестивалей…

То, что «Гринландия» не теряет в качестве, а идет вперед, отметил и гитарист, композитор и аранжировщик Константин Тарасов, долгое время работавший с Олегом Митяевым. Именно его гитара звучит, в частности, на альбомах «Светлое прошлое» и «Лето — это маленькая жизнь».

Андрей Андреев, Киров

«Российская газета» — Федеральный выпуск №5237 (158) от 20 июля 2010 г.